Стандарты электронного обмена EDI.
- Подробности
- Категория: Возможности интернета
- Создано: 27.02.2014 11:39
Впервые системы электронной коммерции появились в 60-х гг. ХХ ст. в США. Первоначально коммерция в электронном виде велась по сетям, которые использовали собственные протоколы обмена данными, что объективно ее сдерживало. Для развития электронной коммерции были разработаны стандарты электронного обмена данными между организациями (Electronic Data Interchange, EDI), тоесть наборы правил оформления электронных типовых деловых документов: заказов, счетов, накладных, таможенных деклараций, страховых форм и т.д.
К концу 1960-х гг. в США уже существуют 4 индустриальных стандарта, которые регулируют обмен данными в системах управления железнодорожным, авиационным и автомобильным транспортом.
Примерно те же события произходят и в Англии. Разработанный здесь набор спецификаций Tradacoms был принят Европейской экономической комиссией ООН (United Nations Economic Commission for Europe, UNECE) как стандарт обмена данными в международных торговых организациях. Набор этих протоколов и форматов получил название GTDI (General-purpose Trade Data Interchange).
В 1980-х гг. проводятся работы по объединению американских и европейских спецификаций. Международная организация по стандартизации ISO на базе GTDI разработала новый стандарт Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport (EDIFACT, ISO 9735), который использовался в качестве транспортного протокола электронной почты Х400. Это дало новый толчок увеличению оборотов электронной коммерции и числа компаний вовлеченных в нее.
А теперь немного статистики. В 1996 г. торговля через Интернет была еще в зачаточном состоянии, но уже тогда посредством EDI-трансакций было проведено операций на 300 млрд долларов, в 1999 г. – уже на 1,1 трлн долларов, а в 2003 г. этот показатель достиг 2,3 трлн долларов.
Стандартизация всех процедур документооборота между компаниями это главное положительное свойство EDI, которое было внесено в мир электронной коммерции.
Еще один фактор состоит в том, что EDI имеет удобный и безопасный интерфейс, что немаловажно, надежность которого проверена в течение многих лет эксплуатации.
Основные недостатки EDI следующие:
- необходимость доработки программного обеспечения информационных систем для отображения данных из внутрикорпоративного представления в EDI-совместимый формат;
- необходимость согласования способа формирования EDI-пaкетов;
- большой объем транзакций.
Перечисленные недостатки указывают на то, что внедрение EDI является достаточно сложным и дорогостоящим мероприятием, а потому доступным не каждой компании.
Привлекательность Интернета для e-commerce обусловлена в первую очередь низкой себестоимостью передачи данных. Основная проблема заключалась в том, чтобы сделать EDI-системы доступными для массовых потребителей глобальной сети. Как результат в середине 1990-х гг. появился еще один стандарт – EDIFACT over Internet (EDIINT), который описал, как передавать EDI-транзакции применяя протоколы безопасной электронной почты SMTP/S-MIME.
Но тем не менее, и этот стандарт не стал исчерпывающим, в связи с этим не прекращаются попытки объединить форматы электронных документов – HTML в Интернете и EDIFACT – в глобальных вычислительных сетях (ГВС).